Нвидимая борьба крымских татар продолжается…

Пока на международной арене кипят страсти по поводу нынешней внешней политики России в мире, и идут споры о том, при каких условиях Крым вернется в Украину, крымские татары изо всех сил пытаются устоять и сохранить свое культурное наследие. Не потерять хотя бы то, чего смогли достичь за годы независимости Украины. И эта задача с каждым днем становится все более сложной, потому что, как заявляет официальная Москва, «проблемы крымских татар не существует». Другими словами, Россия говорит о том, что татары, как и все другие национальности Крыма, испытывают те же экономические «неудобства» (перебои в электроснабжении, периодические продовольственные проблемы), поэтому никакой «особой» проблемы с татарами нет.

Но татары жалуются не на эти «бытовые неурядицы» речь идет прежде всего о том, что Крым когда-то был этнической территорией собственно крымских татар, их родина, на которую они имеют право. Процесс возвращения татар на свою землю так и не был полностью завершен, но в условиях независимой Украины он хотя бы продолжался. Теперь же, с момента аннексии, которую татары откровенно не поддержали, им не только не способствовали в дальнейшем «возвращении», а создали все условия для того, чтобы запустить обратный процесс.

Как признался во время журналистской пресс-конференции экс-председатель Меджлиса Мустафа Джемилев, еще до оккупации Крыма Москва пыталась наладить отношения с татарами, чтобы получить их поддержку. Однако никакие сладкие обещания так и не склонили Меджлис к «сотрудничеству» с Россией, поэтому когда не сработал метод «пряника», начал действовать другой метод: аресты, угрозы и запугивания. Коль уж не удалось сделать татар «союзниками», то хотя бы заставить их молчать о том, что они имеют в Крыму какие-то «особые права» и заставить забыть о том, что именно они — исторический, коренной народ Крыма.

Законодательно — Россия просто не признала Меджлис крымскотатарского народа, а все его члены подвергаются преследованиям как лица, являющиеся носителями «нездорового национализма», лабо «сепаратистских настроений» за что, как известно, в РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Государственное телевидение в аннексированном Крыму: что нового?

Со времени аннексии крымского полуострова Россией, все органы управления, власти и различных государственных структур начали получать новых руководителей. Весь этот процесс был тесно переплетен частно с необходимостью привести работу всех этих учреждений в соответствие с законами РФ: новые правила, новые требования, новые разрешения. Таких изменений было действительно много, ведь в России все средства массовой информации строго контролируются и регламентируются большим количеством законов. Даже интернет издания — и те должны проходить регистрацию. Международные эксперты утверждают, что в России сейчас особенно сложное положение со свободой слова, потому что альтернативных точек зрения на официальных каналах России просто нет.

Очевидно, именно с этой проблемой столкнулось крымское государственное телевидение — ГТРК «Крым», которое до недавнего времени возглавлял директор Сеитислям Кишвеев. Вероятно, старые принципы то ли работы, то ли освещения проблем полуострова, не устраивали новых чиновников, поэтому директору этого творческого объединения предложили «уволиться по собственному желанию». После его отказа увальнятся дрбровильно, новое российское руководство телекомпании освободило господина Кишвеева внимание — за УКРАИНСКИМ законодательством (!), а основанием для освобождения стала статья 40, п.3, КЗоТ Украины, в которой говорится «о систематическом невыполнении должностных обязанностей без веских причин». И видимо все это было бы смешно, если бы не было так грустно: уже год, как в Крыму действуют законы РФ, а у них не нашлось нужного закона для увольнения, что решили воспользоваться законодательством Украины? Все эти факты в совокупности не позволяют говорить ни о «законности» ни тем более о «справедливости» всего того, что сегодня происходит в Крыму.

Как комментирует свое увольнение сам Сеитислям Кишвеев, редакция канала не обеспечила дословного перевода на русский язык крымскотатарских программ, что и было поставлено ему в вину. Вместе с тем, господин Кишвеев объясняет, что уже несколько лет пытался наладить процесс синхронного перевода, но не имел никакого содействия в этом деле, а без соответствующей техники и штата профессиональных переводчиков, выполнить эту задачу просто невозможно. Редакция до сих пор не получила даже самой обычной компьютерной и офисной техники, что уж говорить о большем.

Кроме собственного увольнения, господин Кишвеев сообщил также об увольнении по той же статье и их редактора господина Шевкета Ганиева, в трудовий книге которого до сих пор были только многочисленные награды и благодарности. Впрочем, господину Шевкету удалось доказать незаконность своего увольнения и таки восстановиться в должности, правда, по трудовому договору. Поэтому, как только срок действия договора завершится, несомненно, Шевкет Ганиев таки вынужден будет покинуть стены родной редакции.

А пока — все эти обвинения и сама атмосфера в коллективе напоминает «репрессии 30-х годов», когда иметь собственное мнение, не совпадающее с официальным провластным, просто опасно.

Поэтому пока крымское государственное телевидение неизбежно «проигрывает» свою битву за свободу слова, Министерство информационной политики Украины пообещало в ближайшее время запустить новый проект на крымскотатарском языке. Телеканал Ukrainian Tomorrow станет платформой для трансляции всех событий крымского полуострова на татарском языке. Участниками проекта станут журналисты, которые в свое время выехали на материковую Украину, но «душой» не оставили родной Крым. Итак, уже в ближайшее время у татар вновь появится возможность узнавать о событиях полуострова, какими они есть на самом деле, а не через призму «благополучия» российской власти.

Выдающийся деятель крымскотатарского народа — Бекир Чобан-заде

Бекир Чобан-заде — незаурядная личность, коренной крымчанин, родившийся в конце XIX века. Вспомина этого талантливого деятеля, мы говорим о нем как о великом ученом-тюркологе и поэте, замученном репрессивной машиной советского союза.

Его жизнь началась в маленьком городке Карасубазар в Крыму, 27 мая 1893 года. Чабан-заде родился в очень бедной семье местного пастуха и сначала учился в местной школе-рушдие, но впоследствии, при содействии здешнего мусульманского благотворительного общества, получил возможность продолжить свое обучение в Стамбуле. Будучи очень добросовестным и успешным в учебе, Бекир Чобан-заде кроме учебы в Галатасарайскому лицее на словесном отделении заканчивает й трехлетние курсы арабского и французского языка при Стамбульском университете. Там же, находясь в Стамбуле, он публикует и свои первые стихи, подписывая их псевдонимом Чобан-заде («сын пастуха»).

В 1914 году Бекир Чобан-заде возвращается на родину, но совсем не на долго, так как решает продолжить обучение в Стамбульском университете вольным слушателем. Но и это не удовлетворило его большой жажды знаний, поэтому в 1916 году Бекир отправляется на обучение в Будапешт на историко-филологический факультет. Здесь Чабан-заде входит в научные круга и пишет свою первую научную работу, а уже в 1920 году защищает докторскую диссертацию. Этот стремительный успех на поприще науки становится для него большим шагом к успешной карьере — Бекир становится преподавателем в Будапештском и Лозаннском (Швейцария) университетах! Учитывая, что в то время ему было всего 26 лет (!), то это чрезвычайное достижение, которое говорит о незаурядных способностях и талантах Чабана-заде.

В родной Крыму Чабан-заде вернулся в конце 20-х годов. Здесь в то время происходило немало важных социально-политических событий: в 1921 году было провозглашено Крымскую АРСО, а Чабана-заде был избран членом ЦИК Крымской АР. Уже через год Бекир Чобан-заде становится профессором Крымского университета, а совсем скоро — его ректором.

Научные достижения профессора Чабана-заде высоко почитались, поэтому в 1924 году он был приглашен в Баку в Бакинский университет для участия в работе над переходом от арабской письменности к латинской. Впрочем, уже через 4 года против него разворачивают большую кампанию травли в прессе, обвиняя профессора в «буржуазном национализме». Вопреки всей той грязи, ученый сохранил свой высокий авторитет в научных кругах, сохраняя должность заведующего кафедрой узбекского языка (Ферганский пединституте), преподавателя Ташкентского университета и бухарских пединститута, а также будучи членом Азербайджанского филиала АН СССР и членом Парижского лингвистического общества.

Однако все эти почести, признание, авторитет, регалии и достижения не уберегли выдающегося деятеля от жестокой репрессивной советской машины. Все то очернение, которое высказывалось об ученом в прессе, было совсем не случайным. Оно должно было не только «подготовить» всех к той участия, которую готовили Бекиру Чобану-заде, но и на его примере «предостеречь» других деятелей от любой политической активности.

Арест Чабана-заде состоялся 28 января 1937 по обвинению в участии в пантюркистском движении 1920-1937 годов и в деятельности «Милли Фирка». Это и стало основанием для заключения, а менее чем через год — к расправе: Бекир Чабан-заде был приговорен к высшей мере наказания и казнен 13 октября 1937.

Крым: жизнь в аннексии. Часть II

Новым незримым общественно-политическим фронтом борьбы в Криму стало отстаивание своего украинского гражданства. Ведь всех крымчан было автоматически объявлено гражданами РФ, а для того, чтобы сохранить свои украинские паспорта, нужно было в течение месяца обратиться с такой просьбой к новой власти. При этом, на весь Крым было открыто для этого лишь 4 офиса — в Севастополе, Бахчисарае, Симферополе и Белогорске. Вместе с тем, все, кто откажется от российского гражданства, рискуют потерять не только работу, но и собственность и право проживания в Крыму. Они должны будут получить специальное «разрешение» на жительство. По тем же законам, «годовая квота» для 2,4 миллионного населения на эти разрешения составляет лишь 5000 единиц! Не менее вопиющим фактом нарушения прав человека стало то, что 4300 сирот в Крыму автоматически страл гражданами России без права выбора! Вместе с этим, все эти дети сразу попали под запрет к усыновлению иностранцами, в числе которых теперь оказались и украинцы.

Чтобы помочь своим гражданам на оккупированных территориях, Украина, где запрещено двойное гражданство, специальным законом позволила крымчанам иметь 2 паспорта, на что РФ мгновенно ответила большими штрафами, если лицо не заявит о сохранении украинского паспорта. Более того, всех чиновников, учителей и врачей, которые хотят сохранить свои должности, обязали пройти процедуру сдачи украинского паспорта. А уже с января владельцы украинских паспортов не могут обслуживаться в государственных больницах, покупать стартовые пакеты для мобильных телефонов, поступать в вузы или получать работу.

Процесс «интеграции» российской власти во все сферы жизни углублялся и заменой чиновничьего состава полуострова на представителей из России. СМИ Крыма также вынуждены были «подстроиться» под новые законы, поэтому свободы слова просто не осталось. Украинские телеканалы были изъяты и заменены на российские. Мобильные операторы Украины тоже были выброшены с рынка услуг. В своем тотальном стремлении изолировать полуостров от Украины, оккупанты прибегли и к контролю за предоставлением услуг интернета. Провайдеры Крыма отныне должны хранить данные о своих пользователях в течение 6 месяцев и сразу выключать доступ к сети по приказу ФСБ РФ.

Неслыханные притеснения и преследования испытали активные общественные и политические деятели. Все, кто не воспринял факта аннексии положительно, или же те, кто откровенно освещает неутешительное состояние дел на полуострове и акцентировал внимание не проблеммах, подвергались и продолжают подвергаться гонениям от власти РФ.

Особенно вопиющим фактом нарушения основ права стала «конфискация и национализация» сотен украинских госкомпаний а также и частных предприятий, захваченных так называемыми силами «самообороны». При этом, чтобы избежать санкций, власти хитро передают их в собственность крупных компаний РФ, а оставляют «висеть» на балансе крымской власти. А поскольку должным образом контролировать работу такого количества отобранных компании действительно сложно, дела у них начинают идти все хуже…

Покинуть полуостров, или въехать на территорию Крыма тоже стало непросто: в конце декабря 2014 г. «Укрзализныця» прекратила железнодорожное сообщение с Крымом. Поэтому поездом можно добраться только до крайних станций на границе с Крымом, а дальше — ехать автобусами, которые сейчас еще продолжают курсировать.

Итак, первые свои оценки ситуации в Крыму дали и международные, и украинские эксперты, которые единогласно сходятся в том, что жизнь для всех жителей полуострова существенно осложнилось. Проблемы со свободой слова и нарушением прав человека — это лишь часть от всех тех невзгод, которые вынужденно переживают крымчане. Украина же, в очередной раз заявила, что никогда не воспримет факт аннексии полуострова и будет продолжать отстаивать все свои права в международных инстанциях, не выходя за пределы правового поля. А до тех пор – Крым вынужден и дальше выживать под притеснениями РФ и под многочисленными санкциями, которые не позволяют инвесторам заходить на полуостров.

Очевидно, сейчас национальным меньшинам полуострова, которые потеряли возможность полноценно функционировать в условиях оккупации, надо объединяться и ждать того дня, когда изменения к лучшему таки станут возможными.

 

 

Крым: жизнь в аннексии. Часть I

18 марта исполняется год с момента аннексии крымского полуострова Россией. Военная агрессия нашей восточной соседки сначала была «скрытой» — «неизвестные войска» без опознавательных знаков в большом количестве прибывали на полуостров… Тихо, как потом скажут — бескровно, Крым однажды «проснулся» российским. Так называемый «референдум», который не признало ни одно правовое государство мира, стал той основой, чтобы захватчик начал устанавливать свои порядки.

Как восприняло это событие местное население? Одни были против, другие — смотрели на все с опаской, мол — поживем — увидим, а другие очень радувались по этому поводу. Такому положению способствовало в том числе и то, что этнически, в Крыму действительно много россиян. А еще много сделала российская пропаганда: сладкие обещания высоких пенсий, прекрасной жизни, «обновления» курортной зоны были тем, во что хотелось верить. Татарам тоже многое обещали, кажется, накануне присоединения — всем обещали все, лишь бы люди согласились. Итак … этот день настал. Незаконно, грубо, Крым оказался под контролем РФ.

И когда прошел год с того дня, самое время подводить итоги и делать первые выводы. Что на самом деле получили крымчане, с тех пор как стали «гражданами России»? Первые общие оценки в виде сухих фактов и цифр подало посольство США в России и эти сведения выглядят очень нелестно:

  •  источники наполнения бюджета, сократилась на 45%
  •  инфляция составила 42,5%
  •  уровень безработицы составляет 5,4%
  •  сфера здравоохранения подрожала на 14,9%
  •  медикаменты выросли в цене на 25%
  •  продукты питания подорожали на 50%
  •  услуги транспортных перевозчиков выросли на 18,4%
  •  алкогольные напитки и табачные изделия подорожали на 40,5%
  •  услуги кафе гостиниц и ресторанов подорожали на 23%
  •  другие товары и услуги выросли в цене почти на 30%

В дополнение к таким финансовым трудностям стоит упомянуть перебои электроснабжения и проблемы с питьевой водой, крайне низкий ассортимент продуктов питания и перебои с их поставками из материковой Украины. Но это лишь верхушка от айсберга, которую испытывает каждый житель полуострова, независимо от своих политических взглядов.

Что же касается тех же политических взглядов, то общая картина общественной жизни выглядит еще хуже. Ведь согласно российскому законодательству, мирные акции, собрания и протесты требуют длительного согласования, а любые нарушения «процедуры» могут обернуться наказанием для их участников в виде 5 лет заключения или штрафом в 1000$. Подверглись притеснениям и различные религиозные конфессии: две трети украинских православных церквей было закрыто. Священников УПЦ Киевского патриархата и Греко-католической церкви неоднократно похищали и допрашивали. Кроме религиозной сферы жизни, оккупанты не обошли и сферы образования. ВСЕ украиноязычные школы Крыма были закрыты, а преподаватели украинского языка уволены. Остались лишь отдельные заведения, где по желанию разрешено изучать украинский язык в отдельных классах.

Стоит отметить, что крымские татары не поддержали аннексии Крыма, за что подверглись особым притеснениям со стороны российских властей. Чтобы облегчить себе способы «устранения» всех недовольных, в мае 2014 г. вступили в силу некоторые изменения в Уголовный кодекс России. Согласно им, за все призывы — письменные или устные, «против территориальной целостности РФ» — предусматривается наказание. Таким образом — вслух заявить о своем несогласии с присоединением Крыма, написать об этом в соцсетях или в медиа — это уже преступление.

Сообщество крымских татар в Крыму насчитывает почти 300 000 человек. Их жизнь за последний год тоже кардинально изменилось. Для примера — им не дали возможности должным образом отметить день памяти своей депортации, а лидерам меджлиса (Мустафе Джемилеву и Рефат Чубаров) вообще запретили въезд на территорию полуострова. Чтобы «объяснить» татарам их новые «права», участников митингов и протестов жестоко преследовали, осуществляя обыски в их домах. За этот год много татарской молодежи, которая принимала участие в акциях протеста, бесследно исчезала, а потом кое-кто был найден без признаков жизни… Политическое давление набрало новые обороты, когда власти РФ арестовали сына Мустафы Джемилева, обвинив его «в непредумышленном убийстве» и сослав в тюрьму Краснодарского края. Все эти факты в совокупности заставили почти 10000 татар покинуть свою родину и поселиться на материковой Украине…

http://cidct.org.ua/uk/kryim-zhizn-v-anneksii-chast-ii/

Возвращение в Крым. Часть II

Провозглашение Украиной независимой стало новой страницей борьбы за свои права и для крымскотатарского народа. Правда, очень скоро стало понятно, что и на этот раз ожидания не оправдаются в полной мере. Первый президент Украины – Л. Кравчук отметил, что государство будет создавать в том числе и экономические условия для возвращения татар на родину. Однако очень скоро стало ясно, что «нет достаточных оснований для преобразования территориальной Крымской Автономной Республики в национально-территориальную».

Получается, что, несмотря на уже доказанный исторически геноцид татар, несмотря на незаконное лишение почти 200000 населения своего имущества и жилья, на это «закрывают глаза». Так можно вывезти с родной земли любую нацию на десятки лет, а потом заявить, что количественно больше нет оснований считать эту землю их … Довольно цинично … Но разве политика бывает честной? В очередной раз чьи-то интересы противоречили восстановлению исторической справедливости.

И все же — украинская власть была лояльной, она четко давала понять, что считает татар своими «союзниками» против сепаратистских настроений в Крыму. Ведь почти половина всех жителей полуострова — этнические русские. Поэтому уже с 1992 года процесс обустройства крымских татар начинает финансироваться из госбюджета. Общая сумма таких расходов за 1991-2004 годы достигла 826 млн. грн. Многие из этих средств ушли на создание предприятий и трестов, обеспечивающих жизнедеятельность населения (колхозы «Авдет» и «Ватан», совхозы «Аграрный» и «Водопойный»). Впрочем — все остальные проблемы так и остались неурегулированными, в частности — участие татар в представительствах госорганов власти в Крыму, законодательное нормирование статуса Курултая и Меджлиса, отсутствие закона о восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку, не решен и вопрос выделения крымским татарам земельных участков для индивидуального строительства, что неоднократно вызывало «самовольный захват земель».

Из всего этого следует, что не столько по политическим мотивам, как скорее по бюрократическим и из-за коррупционной составляющей, жизнь татар в условиях независимой Украины трудно назвать удовлетворительной. Статистические данные достаточно четко отражают эту картину:

год/годы

в Крым вернулось человек

1989-1992

35-45 тисяч (ежегодно)

1997

5300

2001

2200

2004

2100

 За пределами Украины по сей день находится около 100 000 крымских татар. Большинство из них проживают в Узбекистане (до 80 тыс.), России (15 тыс.), Таджикистане (до 2 тыс.). Преградой для их возвращения являются в первую очередь большие трудности с обустройством в Крыму — проблема получения жилья и трудоустройства. На немалые шаги Украина таки пошла, за 1991-2004 гг. за счет государства было построено почти 8000 и выкуплено 1400 домов и квартир, что позволило обеспечить жильем более 33 тыс. человек. Еще 110 тыс. крымских татар приобрели жилье самостоятельно. В разных «очередях» на жилье стоят еще более 20000 татар, поэтому процесс еще очень далек от завершения. С начала массового возвращения крымских татар под индивидуальное строительство жилья им было выделено почти 70,5 тыс. земельных участков (площадь 8361,7 га). Но это очень мизерное количество, более того — циничное, тем более если учесть многочисленные факты нарушений земельного законодательства, когда огромные участки земли даже в рекреационных зонах отписывались физическим и юридическим лицам, которые проживают далеко за пределами Крыма и вообще Украины. Этот момент тотального игнорирования законов заставил татар действовать иначе. Если тем, кто имеет право на землю, тем, у кого она была грубо отобрана, безосновательно ее не возвращают, не выделяют даже кусочка, выписанного в законе, а вместо этого внезапно отдают целые гектары в чужие руки, не давая никаких вразумительных объяснений, и если никакие заявления и суды не восстанавливают справедливости, то что остается? Татары решили селиться без документов и разрешений, как говорят — «самовольно».

Что касается «политического урегулирования» и участия татар в руководстве автономией, то в 1999 году Л. Кучма таки подписал указ «О Совете представителей крымскотатарского народа», из представителей Меджлиса, но другие президенты практически не пользовались этим механизмом коммуникации с автономией, более того, в 2010 году В. Янукович вообще изменил принцип формирования этого органа. Он включил в состав Меджлиса оппозиционные силы к политике национально-демократического движения крымских татар. В результате, татары в этом совете оказались вообще в меньшинстве — 8 против 11. И все эти вещи никак не способствовали политическому диалогу между крымскими татарами и официальной украинской властью.

Таким образом, период пребывания Крыма в составе Украины в целом можно считать хорошим, но все же осталось много нерешенных вопросов и наболевших проблем крымскотатарского народа. Большим «рывком» к изменениям стала «Революция Достоїнства» в Киеве, которая имела целью наконец преодолеть бюрократию и коррупцию и восстановить справедливость во всех сферах жизни. Однако татары «не успели» воспользоваться достижениями этой революции в связи с аннексией полуострова Россией. Их борьба продолжается и дальше, хотя сейчас речь идет уже не об политических «привилегиях», а об обычных человеческих правах, свободах и ценностях, на защиту которых опять надо становиться. Жосткий режим РФ уже четко дал понять, чьи права он будем защищать. Поэтому единственное пожелание к тем, кто сегодня живет в Крыму — это мужества и сил, так как самые большие трудности еще впереди.

Возвращение в Крым. Часть I

Несмотря на все те трудности, которые пришлось пережить крымским татарам, они не смирились со своим бесправным положением. Ни смерти, ни нечеловеческие условия спецпоселений не сломали их внутренней свободы. Почти сразу начались их протесты, которые очень красноречиво свидетельствовали о том, что татары никому не забудут этого страшного преступления.

Впервые, политическую оценку депортации дали в 1956 году, на съезде КПСС. Хотя слово «оценка» очевидно, слишком громкое: никто ничего не комментировал и не объяснял, единственное, что было сделано — это снято административный надзор, но без права возвращения на родную землю и без права компенсации утраченного имущества. Конечно, это «достижение» было весьма далеким от реальных стремлений крымскотатарского народа, поэтому его борьба за свои права продолжалась. Немалый прогресс был впоследствии достигнут благодаря активной деятельности национального движения крымских татар, который поставил перед собой очень четкую цель — восстановить права татар и добиться их возвращения на родину.

Следующий «положительный шаг» советской власти был прописан в 1967 году — из татар снимали старые обвинения и позволили покинуть спецпоселение для проживания «на всей территории СССР». Но на практике режим продолжал оказывать сильное бюрократическое сопротивление возвращению татар на родину. Если обратиться к сухим цифрам, то увидим следующее:

 

год/года

в Крыму проживало человек

1956-1967рр.

15

1967р.

27

1968р.

256

1969р.

2365

1973р.

6874

1977р.

8190

 

Из Крыма при депортации было выселено более 190 000 человек, а процедуру «возвращения» жестко контролировали. Чтобы не дать возможности татарам «стихийно вернуться», в срочном порядке власти внедряют выдачу паспортов и «прописку по месту жительства». Кроме того, власти решают, что будут поселять в Крыму «аж» 100-200 семей в год и то только тех, которых отберут сами. Но эти «планы» оказались далеки от реалий — крымские татары возвращались домой сами. Сначала их еще «прописывали», а потом начали отказывать, ссылаясь на отсутствие жилья, нарушение всевозможных норм «купли-продажи» и другие подобные вещи. Например, по той же государственной программе в 1969 году должны были поселить 150 семей, а поселили только 104, в последующие годы такая тенденция сохранялась. В том же 1969 году из Крыма выслали более 12 000 татар, прибывших самостоятельно. Усиливался паспортный контроль, повторно выселяли за нарушение «паспортных правил». Стоит отметить, что «повторное выселение» было особенно циничным — происходило с привлечением милиции, а дома татар просто сносили бульдозерами. Из всего этого становится очевидным, что власть не имела ни малейшего намерения отдать татарам утраченное или дать им реальную возможность вернуться на родину.

Незначительное облегчение принес 1977, когда с «нелегально прибывших» было прописано около полутора тысяч человек — причина банальна — нехватка рабочей силы в сельском хозяйстве. Но количество незарегистрированных лиц продолжала расти. В 1978 году не прописаными было 3100 человек. Как указал в своем отчете в ЦК КПСС В. Щербицкий — в Крыму в 1978 проживало почти 10000 человек, треть из которых проживала там неофициально. Все это было основанием для того, чтобы притормозить процесс возвращения крымских татар на историческую родину. Поэтому 80-е годы стали периодом определенного «застоя».

Новый виток в развязке ситуации произошел в 1989 году. Режим впервые признал, что его действия в отношении крымскотатарского народа были незаконными и преступными. Эта декларация говорила о том, что «попрание прав человека и норм гуманности на государственном уровне больше никогда не повторится». Повторная волна и массовое возвращение татар уже на конец 1989 демонстрируют цифры — 34000 переселенцев. Но это — всего лишь 1,6% от населения крымского полуострова. Дальнейшая репатриация крымских татар происходила уже в условиях независимости Украины, старые проблемы оставались, но уже с большими надеждами на успех.

http://cidct.org.ua/uk/vozvrashhenie-v-kryim-chast-ii/

Депортация крымских татар — как это было? Часть II

Дорога крымских татар «в никуда» была смертельно длинной и жуткой. Цинизм «ответственных за переселение лиц» просто поражал. Душные товарные вагоны, битком заполненые малыми и старыми, истощенными голодом и жаждой, убитыми отчаянием — были тюрьмой на колесах. Конвоиры, словно скоту, открывали двери поездов только когда сами того желали. Короткие остановки позволяли … вынести тела. О погребении и речи не было. Усопших выбрасывали за ненадобностью, не считая потерь. Если остановка была немного длиннее, то под наблюдением сопровождающих, люди готовили есть, кто еще имел с собой хоть что-то. Страшные 2 недели издевательства … но они были лишь началом страданий крымскотатарского народа.

А теперь вспомним те циничные «10 минут на сборы»: все «сокровища и пожитки», если кто и смог довезти до чужбины, уцелев в поездах смерти, конфисковывали вскоре после прибытия. Незаконно, грабежами, их отбирали у беззащитных людей без всякого шанса на справедливость.

Как потом посчитают исследователи, во время дороги к спецпоселениям, погибнет почти 8000 человек. А за первые 2 года «жизни» в определенных зонах, погибнет еще около 45000 человек. Для 19,6% крымских татар этот путь станет дорогой в один конец. Эпидемии тифа, малярии, укусы змей и скорпионов летом, а зимой — лютый холод, забирали жизни уже не сотен, а тысяч. Те, кого переселили, не имели элементарных условий для жизни и несмотря на это, их «передали для трудового использования» на шахтах, заводах и стройках. «Передали» … в этом слове — весь советский социализм, с его знаменитым «равенством» людей. Чем не рабство? Хочешь жить — работай, не поднимая головы и забудь, откуда ты пришел. 74000 татар были в заложниках у режима, работая «на благо» какой то несуществующей, эфемерной «родины».

А между тем, во внезапно опустевшем Крыму, кипела работа: надо было непременно уничтожить «остатки» крымскотатарской культуры. Уничтожались личные и школьные библиотеки, закрывались мечети. Власти хотели как можно скорее заполнить эту «пустоту» так, чтобы больше никогда не допустить возрождения крымских татар. Уже скоро, в дома депортированных татар свезут переселенцев из Украины, и Воронежской, Брянской, Тамбовской и Ростовской областей союза. А потом опять кому-то придет в голову, что еще «не всех наказали». И тогда, уже в июне 1944 года, возьмутся выселять армян, болгар и греков. Первых и вторых — «за активное сотрудничество с оккупантами», а последних — «за мелкую торговлю с немцами». Казалось, что это безумие никогда не прекратится … Начали переименовывать города и районы Крыма — до 1062 сел получили новые названия … Трудно придумать, как еще можно стереть нацию? Как уничтожить ее историческую память? Где та грань, после которой власть сможет остановиться и успокоиться? Но до предела было еще далеко.

Следующим шагом, к которому прибегает «вождь», становится превращение Крымской АССР в Крымскую область. Крымский полуостров больше не республика, он становится всего лишь территорией — многонациональной, многоликой — без культуры, без традиций и без языка.

Так 30 июня 1945 года, вопреки нормам Конституции самого СССР, где было указано, что территория советских республик НЕ МОГЛА быть изменена без их согласия, Крымская АССР была преобразована в область в составе РСФСР. Переступив собственные законы, это страшное преступление завершилось «ликвидацией Крымской АССР». Никто и не думал спрашивать жителей полуострова, что они думают об этих кардинальных изменениях, их просто поставили в известность.

А что же крымские татары? Они, по всем тогдашним документами, были выселены «пожизненно»! Более того, «бегство» из спецпоселений предусматривала уголовную ответственность с наказанием — 20 лет каторжных работ. По данным различных документов, по состоянию на январь в 1953 году, спецпереселенцами считалось 165000 крымских татар, людей, лишенных права на жизнь с честью и достоинством.

Режим спецпоселений для татар просуществовал до апреля 1956, пока не был отменен президиумом ВС СССР. Его отмена означала, что с людей снимают постоянный надзор, однако они до сих пор не имели права на возвращение в Крым или на «компенсацию» утраченного имущества. Это постановление фактически действовало до 1989 года.

Этот геноцид против крымскотатарского народа был некой «самозащитой» тоталитарной системы от всплесков хоть каких-то национальных движений. Таким же, как голодомор 1932-1933 годов, а затем 1946-1947 годов на Украине, который был совершен для уничтожения национальных идей среди украинцев. Логика таких кровавых действий довольно проста — голодные и бедные люди не способны на сопротивление, они заняты мыслями о том, как выжить и надолго откажутся от любых «противоправных действий». А если кто вдруг и смог выжить в этом разрушительном горниле, то есть НКВД, которые непременно найдут «врагов» — а по сути — тех, кто не потерял способности мыслить и понимать, что происходит с его народом.

Эти кровавые страницы прошлого — предостережение для всех, кто живет сегодня. Очередное напоминание о том, что наши настоящие ценности лежат в нематериальной плоскости. Вить тысячи и десятки тысяч людей были уничтожены не за деньги или имущество, и даже не за богатый край, они были «вытравлены» за свои идеи, за национальную память, за самосознание, за способность стоять с высоко поднятой головой. Крымские татары пережили страшную трагедию, казалось бы — непоправимую, но они не исчезли! Они сохранились как отдельная нація! А значит и все нынешние проблемы они смогут пережить, опираясь на историческую память о своих сильных предках!

Депортация крымских татар — как это было? Часть I

Каждый раз, возвращаясь к кровавым страницам геноцида разных народов, мы спрашиваем себя — почему так произошло? Кому и зачем это было нужно? Страшный геноцид евреев Гитлером, искусственный геноцид украинцев голодомором, неслыханные «этнические чистки» крымских татар. Все эти страшные события объединяет одно — каждый из этих народов массово уничтожался, из-за безумных государственных фантазий сильных мира сего. Очевидно, если они чувствовали себя «властителями мира», то почему бы не «перерисовать» этот мир в «свои цвета». И хотя каждый раз эти масштабные кровавые проекты испытывали «поражения», снова и снова находились в истории «вожди», которые стремились их повторить.

Почему же все-таки это большое бедствие затронуло крымских татар? Почему эта нация вдруг стала «угрозой» для параноидального режима? Все собранные на сегодня исторические документы говорят о том, что формально, поводом для такого жесткого и жестокого решения стало «сотрудничество» крымских татар с немцами во время войны. По сути, целую нацию обвинили в «измене родине» и определили как «антисоветский элемент». Причем, вовсе не принимался во внимание тот факт, была ли на момент войны та или иная семья в Крыму, или переехала туда позже, даже не учитывалось доказаное участие на стороне войск СССР. Если ты крымский татарин, ты должен был покинуть Крым.

Все это свидетельствует только об одном — реальная причина депортации была циничной и довольно прагматичной — Сталин не хотел иметь «неустойчивую» территорию с определенным уровнем национального сознания, которая в любой момент могла создать ему ненужные проблемы. Поэтому, чтобы навсегда забыть о различных национальных «брожениях», почему бы не переселить этих людей куда подальше из Крыма, как дешевую рабочую силу для пока малоразведаных земель? Так сказать — одним выстрелом убить двух зайцев. Итак, решение было принято и вот-вот должно было вступить в силу. Для «советского народа» готовилась официальная версия, объявленная в постановлении № 5859 О выселении крымских татар из Крымской АССР в Узбекскую СРС на таком основании:

«В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной армии, оборонявших Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной армии, в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками , участвовавших в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличались своими зверскими расправами по советских партизан, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских партизан в немецкое рабство и массового истребления советских людей.».

Очевидно, что этот страшный удар сразу заставил задуматься над тем, что же такое «родина», если земля прародителей становится вдруг такой недостижимой.

Подготовить и провести столь масштабное переселение людей — дело сложное и длительное даже для наших реалий, как же тогда так быстро его организовали в то время (за 1 месяц)? А ответ — безжалостний и страшный — никто не собирался обеспечивать переселенцам никаких «условий» или «качества жизни» и их потерь никто не считал. Определенной «репетицией» для депортации татар из Крыма стали выселения с полуострова немцев и итальянцев, которые проводились в 1941 и 1942 годах. А уже в мае 1944 года решение о выселении было принято в отношении татар. Чтобы осуществить эту грубую акцию, в Крым согнали много силовиков: 5000 оперативных работников НКВД и НКГБ СССР и еще 20 000 бойцов внутренних войск НКВД. 17 мая в Симферополь были согнаны грузовые машины и сотни солдат, которые заполонили город. А ночью, сгоняя людей с постели, давая 10 минут на сбор вещей, начали освобождать дом за домом, город пустел … Машины свозили всех к вокзалу, наполняя вонючие вагоны, в которых стоял плач и боль по родному дому.

18 мая Берия отчитается Сталину о начале депортации. А уже вскоре, число вывезенных людей составит более 180 000 человек. 70 железнодорожных эшелонов по 50 вагонов в каждом, вывезли крымских татар для спецрозселення в Узбекской СРС, для дальнейшего использования переселенных людей в сельском хозяйстве и промышленности. Новый отчет лег на стол Сталину — цифры и проценты, десяткаы тысяч искалеченных судеб были только нулями на бумаге вождя. И ему было мало … Издаются дополнительные постановления, обязывающие продолжить депортации до 29 мая. На этот раз, пунктами назначения становятся Марийская АССР, а также Горьковская, Ивановская, Костромская, Молотовская и Свердловская области РСФСР. Людей, которые скроются от выселения, было приказано считать «бандитскими элементами», в результате чего, еще 5989 человек были арестованы. Но это удовлетворило Сталина не на долго, ему приходит в голову, что крымских татар надо вывезти не только из Крыма, но и с территории всех районов страны. Республики были обязаны отчитаться о наличии на их территории татар и сообщить об этом высшим органам власти. Травля продолжалась …

http://cidct.org.ua/uk/deportatsiya-kryimskih-tatar-kak-eto-byilo-chast-ii/

К чему стремился и чего достиг Челебиджихан Номан?

Челебиджихан Номан — особая фигура в истории крымскотатарского народа. Его вспоминают как первого председателя правительства Крымской народной республики и первого муфтия мусульман Крыма, Литвы, Польши и Белоруссии. Какое же историческое значение личных, социальных и государственных достижений Номана Челебиджихана?

Отвечая на этот вопрос, нам надо погрузиться в ту эпоху, когда жил этот выдающийся деятель. А родился он, как утверждают различные источники, где-то между 1883 и 1885 годами — в конце XIX в. Этот период был непростым временем правления в России Александра III. Как мы знаем, в 1887-1888 годах произошла русско-турецкая война, а после — был непростой период попыток преодоления экономических последствий после нее. Принимались новые законы, изменялись налоги, однако все эти изменения, вместе с коррупцией и другими социальными проблемами, стали в России настоящим «котлом» для брожения очень прогрессивных революционных идей большевизма. В Украине тем временем тоже закипали идеи, но совсем другие по своей сути: формировались многочисленные националистические движения и организации, которые создавались и действовали подпольно. Идеи национального возрождения и самоидентификации были основным двигателем для элитных кругов украинского общества, схожие настроения просыпались и в Крыму, где крымские татары также пытались недвусмысленно заявить о себе, как об отдельной нации. Но пока мы «суетились» в своих попытках создания государства, назревало что-то слишком глобальное и одновременно угрожающее, то, чего не могли предвидеть наши политические лидеры. В то время, когда мы были так заняты своим «светлым» будущим, Европой начали шагать яркие идеи большевизма, красивой утопии, которая, впрочем, для широких нищих масс выглядела чем-то вроде «долгожданного спасения». В России эти идеи набрали действительно неслыханных масштабов, что вскоре полностью изменило ход истории — но все это произойдет чуть позже, а пока — вернемся к тому, чего же все-таки успели достичь крымские татары за тот довольно короткий период «свободомыслия» и почему сейчас это имеет большое значение.

Итак, Челебиджихан Номан. Он родился в семье Ибрагима Челеби, который был имамом в мечети села Биюк-Сунак. Имам — это председатель мусульманской общины, который руководит молитвой в мечети. Согласно исламу, им может стать любой верный, который имеет достаточные духовные знания и авторитет среди общины. Родиться в такой семье — это почти наверняка — иметь отличный старт для получения хорошего образования. Так и случилось — парень получил хорошее образование, сначала учась в начальной школе родного села, затем — в медресе Актера в Джанкое, затем — в Симферополе, а еще позже — в Турции. За этот период Челебиджихан проявил себя очень способным учеником с незаурядными литературными и поэтическими талантами. Получив диплом юриста и богослова, Челебиджихан возвращается на родину, где какраз начинает набирать обороты национальное движение. Чувствуя себя способным сделать что-то для своего народа, он становится организатором подпольного студенческого объединения «Vatan» («Родина»). Стоит отметить, что Челебиджихан был горячим поклонником социального равенства людей, но эти идеи в его случае проектировались и на понятие государственности, то есть — речь шла не только о равенстве прав богатих и бедных, но и о равенстве государств/народов сильных со слабыми, а затем, на неотъемлемое, естественное право на самоопределение, которое должно быть у каждой нации. Этот подход в дальнейшем и станет тем ключевым фактором, почему Челебиджихан будет рассматриваться большевиками как «враг новой России».

События стремительно набирают обороты после Февральской революции 1917 года. Россия «взорвалась» волной большевистских идей, подхваченных широкими массами, поэтому бывшая «элита» с большим энтузиазмом сметалась с лица земли, а ее имущество стихийно грабилось и делилось. Этот уникальный момент смены власти в России сразу «подхватили» украинские деятели, которые провозглашают Украинскую Центральную Раду. То же делают и крымские татары, создавая Крымскую Народную Республику. Эти два непризнанных «государства», которые просуществовали очень недолго, поддерживали между собой хорошие связи и очень надеялись, что Россия сможет превратиться в федерацию равноправных республик.

Таким образом, пока новая большевистская власть России была занята взятием под контроль всех процессов в государстве, и украинцы, и крымские татары получили немного времени пожить с поднятой головой и, очевидно, всерьез надеялись на то, что смогут наконец отделиться от оккупанта и добиться независимости. Другое дело, что большевистская Россия вовсе не собиралась отпускать столько ценных экономических и человеческих ресурсов в «свободное плавание», а ее социализм вовсе не предусматривал свободы, но все это проявит себя чуть позже.

Как мы уже выяснили, Челебиджиханан был именно тем лидером, в котором так нуждался его народ. Поэтому, в марте 1917 года он был избран Главным муфтием Крыма, а также председателем Крымского центрального исполнительного комитета. Что это означало на самом деле? Муфтий — это мусульманский богослов и правовед, который имеет право давать объяснения из разных религиозных и юридических вопросов. Провозгласить для себя муфтия, уже само по себе означало, что появился лидер, слово которого имеет вес, человек, к которому прислушиваются, а следовательно, который может повести других за собой. Поэтому уже этот факт сам по себе был довольно значительным в истории крымских татар. И Челебиджихан полностью оправдал эти ожидания, он действительно не побоялся взять на себя ответственность вести свой народ. Он возглавляет Мусульманский исполком, который впоследствии становится первым Временным правительством крымских татар.

С апреля 1917 практически все дела на полуострове решались именно Мусульманским исполкомом, который решается на следующий шаг — создает Национальную-партию — Милли-Фирка. Целью новосозданной партии становится создание автономного Крымского государства, которое сохраняет порядок между всеми этническими группами Крыма. Очевидным следующим шагом стало желание сформировать собственные вооруженные силы, к чему Челебиджихан активно призывает своих соотечественников. Но все эти шаги вызывают явное недовольство в новой российской власти, которая успела закрепить свое положение на местах и уже начала активно интересоваться своими «родными» территориями, которые «вдруг» решили «отколоться». Чтобы остановить этот процесс, российская контрразведка решается арестовать Номана Челебиджихана в Севастополе, однако массовые выступления и протесты крымских татар против заключения их лидера таки заставляют большевиков освободить Челебиджихана. Оказавшись на свободе, крымскотатарский лидер продолжает свою активную государственную работу, и в октябре 1917 года, на Всекрымском съезде крымских татар в Симферополе, он предлагает реорганизовать Мусульманский исполком в Курултай — парламент крымскотатарского народа. Первый Курултай созывается уже в ноябре, он ставит своей целью создание территориальной автономии полуострова. Следовательно, — утверждается проект Конституции и объявляется Крымская Народная Республика, а председателем Директории (национального правительства) выбирают Номана Челебиджихана.

Понимая всю сложность и напряженность тогдашней политической ситуации, можно с уверенностью сказать, что откровенная критика и осуждение большевистского переворота, которую озвучил в Петрограде Челебиджихан еще в октябре 1917 года, была очень смелым и одновременно отчаянным шагом. Как политик, и как общественный деятель, он выступал за создание революционной власти с участием всех социалистических партий, но без кадетов. Отметим, что кадеты в национальном вопросе хоть и признавали право на развитие национальной культуры нерусских народов, но были категорически против переустройства России на началах автономии или федерации. Кроме того, Номан Челебиджихан провозглашал равноправия всех народов, живущих в Крыму, ставя в пример порядок и устройство Швейцарии. Таким образом, все, чем жил тогдашний Крым, в глазах большевиков было очередным «вызовом судьбы» и своеобразным последним рубежом, который непременно нужно преодолеть. Большевики не могли допустить автономии и не собирались признавать крымскотатарское правительство.

Чувствуя слабость крымскотатарских позиций, а может и боясь кровопролитной борьбы неравных сил, 4 января 1918 Номан Челебиджихан по собственному желанию подает в отставку со всех руководящих должностей. Понимая серьезность ситуации, Курултай создает «переговорную комиссию», которая должна была вести с большевиками переговоры о прекращении вооруженной борьбы в Крыму. Но этот шаг был воспринят исключительно как «проявление слабости», которым без лишних раздумий воспользовались большевики и фактически беспрепятственно (14 января 1918 года) захватили власть в Симферополе. А чтобы навсегда поставить точку в этом вопросе, лидера крымских татар Номана Челебиджихана сразу же арестовали, а уже в феврале этого же года расстреляли и выбросили его тело в Черное море.

А теперь вернемся к вопросу – к чему же стремился и чего все таки достиг Челебиджихан Номан? Желал он, как мы можем убедиться, лишь одного — свободы для своего народа на родной земле. Это то самое большое природное право, человеческое право, которое прописывают во всех конституциях мира. И он первый, кто сумел достичь этой цели. Да, вероятно, за тот короткий год, крымские татары вряд ли смогли в своей жизни почувствовать эту свободу. Но есть одна вещь, которая оказалась важнее — крымские татары четко заявили о том, что они — народ, нация. Они сплотились вокруг мудрого лидера, чтобы стать государством. Они показали, что хотят мира и выступают за равенство всех этнических групп своего края. И это замечательное достижение, о котором мы должны помнить, несмотря на такой печальный финал.

Да, большевики силой вырвали эти ростки свободы, они уничтожили новые ростки многих народов, чтобы паразитировать на их земле, но мы помним, кто мы! Пока мы знаем настоящую историю своего народа, рано или поздно наши корни снова пустит побеги.

Крымские татары снова переживают сложные времена, когда сильные государства стремятся диктовать свои условия не только в политических и экономических вопросах, но и в вопросах культуры. Когда то, что делает тебя татарином, рассматривается исключительно как националистический вызов и «проявление экстремизма». Конечно, это непростое время. Но наши прадеды тоже переживали похожие трудности и они — выстояли, а значит — выстоим и мы. Пусть память о первом основателе государства Номане Челебиджихане и его политический подвиг вдохновит каждого крымского татарина верно оберегать искру своей аутентичной культуры и быть готовым к новой борьбе за свою землю.

 

Кто такой Шемьи-Заде Эшреф?

Шемьи-Заде Эшреф — известный крымскотатарский поэт и писатель, живший и творивший в начале ХХ века. Его творчество полно любови к собственной земле и переживаниями за судьбу своего народа. Сегодня мы вспоминаем о нем не только как о талантливом писателе, а прежде всего, как о борце за свободу своей страны, который боролся за нее своим пером, когда описывал правду, разделяя боль своей нации.

Бу гъарип халкъ акъсыз ЭРДЭ мында олип битсинмы?
Юртны баскъан ягъмаджылар корип байрам этсинмы?
Миллет артыкъ гъайып Ола, къалды душман шерине,
Татар ады тарихлардан шан-шуретсиз силы не.

Неужели же погибнуть здесь народу суждено?
Племя наше на Бесчестье супостату отдано?
Злобный враг несет несчастным нам изгнание и смерть,
Наше имя он намерений из истории стереть.

Именно за такие строки и взгляды, этот автор при жизни не получил должного признания. Поэтому нам предстоит восстановить историческую справедливость и напомнить, кем на самом деле был Шемьи-Заде.
Его жизнь началась 21 июня 1908 в Евпатории, в семье народного учителя. Уже с детства парень проявлял большие способности к написанию стихов. В свои 18 лет он публикует первое стихотворение — «Летний вечер в степи», после чего получает очень положительные отзывы известных поэтов того времени — Бекир Чобан-заде и Абдуллы Лятиф-заде, которые приглашают его в Симферополь, вводя юного автора в литературные круги .
В 1927 году одаренный автор назначается ответственным секретарем, а затем и редактором молодежного журнала «Козь айдын» («Радостная весть»). В этом же году Шемьи-Заде назначают ученым секретарем для перехода крымскотатарского письма с арабского алфавита на латинский. Стоит отметить, что такая грубая политика относительно языков других народов в Советском Союзе была направлена на постепенную ассимиляцию всех национальностей в то «единое», что бы можно было считать советским «народом / нацией». Но вопреки таким изрядным усилиям, татары сумели сохранить свой язык и культуру. Очевидно, что в те бурные времена невозможно было добиваться успеха и занимать должности, если ты не являешся сторонником этого режима, что накладывало очень много ограничений. Эти ограничения очень остро ощущали на себе прежде всего творческие люди, которые привыкли изливать в произведениях душу, жить эмоциями и ощущениями. А что, если вдруг кто-то замечает в твоих строках «экстремизм», «нелюбовь к вождю» или «неблагодарность за качество нашей жизни». Все эти вещи были вне закона, поэтому маневрировать между собственным мироощущением и требованиями «надзирателей» было очень непросто.
Сначала жизнь Шемьи-Заде складывалась довольно удачно, насколько это вообще было возможным в условиях тоталитарного государства: он был членом Крымского отделения Российской ассоциации пролетарских писателей, в 1934 году — стал делегатом Первого съезда писателей СССР и членом Союза писателей СССР. Такие многочисленные «членства» и «союзы» были крайне важным механизмом контроля за всем, что писали эти деятели. Поэтому входя в подобный союз, ты не просто поддаешься цензуре, но и должен своим творчеством «поддерживать» и воспевать этот режим. По сути — это золотая клетка, где можно было находтся в безопасности ровно до тех пор, пока приносишь «пользу», если пишешь так, чтобы тебя читали и интересовались твоими идеями.
Можно с уверенностью сказать, что уровень литературного таланта и умений Шемьи-Заде ставил его в один ряд с такими классиками крымскотатарской литературы, как Б. Чобан-заде, Ш. Бекторе, А. Лятиф-заде, А. Гирайбай. Стихи Шемьи-Заде были переведены на другие языки, в том числе — русский, украинский, румынский и Венгерской. Сам писатель совершил прекрасные переводы на крымскотатарский язык произведений Т. Шевченка, А. Пушкина, А. Твардовского, А. Мицкевича, В. Шекспира, В. Маяковского, С. Есенина, К. Кулиева, Р. Гамзатова и других. Все это очень красноречиво говорит о том, что Шемьи-Заде читали, к нему прислушивались, его знали. Видимо, именно поэтому не могли простить строк, в которых автор болеет за свой народ. Вот отрывок из его поэмы «Боран».

макет

Эй, соратники! Снимите
Со стены мой старый саз!
Я спою в бедах Крыма
Песню горькую для вас.

Это не ветер завывает,
Это стонет мой народ.
Красной лапой пятипалой
Хищник Крым когтит и рвет.

Вражьей иго! Кто бы вынеся
Груз обид в своей судьбе
Если бы не жила надежда
Волю обрести в борьбе.

О, неволя! Кто бы вынеся
Груз обид в лихой судьбе
Если бы не жила надежда
Волю обрести в борьбе.

О, мой Крым, скорбей скопленье!
Двух столетий Тяжек гнет!
Раскол любой твой камень -
В небо пламень полыхнет.

И горит на каждом камне
Клятва «Семья иль смерть!»
Брат мой, день настал Урочные!
Вспомни эту заповедь!

Желание Шемьи-Заде сопереживать своим соотечественникам, умение чувствовать боль собственного народа, осознание того факта, что крымские татары как «рабы» на собственной земле, вырывалось в творчестве поэта отчаянными строками. А за такое видение и мироощущение в те времена платили дорогую цену — свою жизнь. Неважно, назовут тебя «предателем» или «экстремистом в литературе», но отберут свободу, чтобы другие не пошли тем же путем. Так, за свою неустанную деятельность в сфере культуры, Шемьи-Заде был осужден на 25 лет. Этот приговор был вынесен ему в 1949 году и последующие 8 лет Шемьи-Заде скитался в тюрьмах и лагерях.
Послевоенное творчество поэта, по-прежнему было полно жалости и сострадания к тем бедам, которые переживал его народ. Он писал о родном Крыме и тогда, когда крымских татар цинично называли «лицами татарской национальности, прежде проживавшими в Крыму». Так, особое место в его творчестве занимает поэма «Козьяш дивар» («Стена слез»), которую критики назвали настоящей «энциклопедией крымскотатарского языка». Но при жизни авотра удалось издать лишь часть поэмы — «Тогъан къая» («Орлиный полет»), а полностью эта книга увидела свет только через 10 лет после его смерти. В числе других поэтических циклов — «Секизликлер», «Къыркълама», баллада «Сакъсавул» и поэма «Алиме».
Одно можно сказать наверняка — за время своей творческой деятельности Шемьи-Заде Эшреф, вопреки гонениям и репрессиям, сумел создать целый ряд поэтических сборников и литературных статей, осуществить немало переводов и исследований, которыми внес большой вклад в развитие и сохранение крымскотатарской литературы.
Шемьи-Заде Эшреф умер в марте 1978 года и похоронен в Крыму, на мусульманском кладбище в селе Ак-Чора (Долинное) Кировского района.
Итак, кем был поэт Шемьи-Заде? Он был сыном своего народа, который никогда не забывал, откуда он родом. Который вопреки гонениям и лишениям, не перестал воспевать родной Крым, воодушевляя своих соотечественников и поддерживая их, как только мог. Сегодня, во времена, когда крымским татарам снова очень нужна поддержка и сила для того, чтобы выстоять, мы вспоминаем о тех, кто тоже боролся и вдохновлял их на подвиги. Народ, который помнит свое прошлое, сумеет построить достойное будущее! И придет день, когда исполнятся мечты всех, кто жертвовал своей жизнью за свободу родной земли. Крым — для крымских татар!

Как, когда и зачем был основан крымскотатарский Меджлис?

Меджлис у крымских татар — это, по сути, аналог европейского парламента — законодательно-представительный орган, существующий преимущественно в исламских странах. Но прежде, чем рассказать об учреждении Меджлиса, стоит упомянуть о Курултае — общенациональном съезде, который предшествовал его созданию.

Курултай, как и наши казацкие рады, или древнерусские вече, был очень важным сбором для решения самых главных вопросов общенационального значения. Первый такой Курултай у крымскотатарского народа состоялся в Бахчисарае 26 ноября 1917 под председательством Номана Челебиджихана. Съезд был созван сразу после Февральской революции под лозунгом — «Крым — для всех крымчан». Но с приходом большевиков, уже через год, Челебиджихана расстреляли, в дальнейшем, полностью игнорируя интересы крымских татар.

Пройдет долгих 74 года, прежде чем крымские татары смогут вновь собрать Курултай. Этот период для коренного народа Крыма окажется полным тяжелых испытания и борьбы с попытками стереть их как нацию. Но 26-28 июня 1991 года в Симферополе был открыт II Курултай крымскотатарского народа, который стал знаковым для всех татар. Именно на этом съезде был одобрен проект декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа и устав Меджлиса. Тогда же были избраны и члены Меджлиса, выбранные из числа делегатов Курултая. Сам Меджлис стал единственным высшим представительным органом крымских татар в период между сессиями Курултая. Такая иерархия делает Меджлис полностью подотчетным Курултаю и обязывает руководствоваться его решениями, а также утвержденными положениями, нормам международного права и законодательными актами Украины (как было до аннексии Крыма).

Рефат Чубаров

Но суть и основная цель деятельности Меджлиса заключалась прежде всего в том, чтобы преодолеть последствия геноцида и неслыханного произвола, совершенного против крымских татар сталинским режимом. И речь здесь не только о свободном национально-государственном самоопределении на родной земле, а в довольно активной деятельности по возвращению и обустройству бывших крымчан на их родине. Задача Меджлиса очень глобальна во всех отношениях — и в деле возрождения традиций, школ, языка, и в деле свободы политических взглядов и вероисповедания. Все эти аспекты должны понемногу воплощаться в жизнь с помощью различных экономических программ и реформ, поддерживаемых членами Меджлиса.

Стоит отметить, что со дня создания и до ноября 2013 председателем Меджлиса был Мустафа Джемилев, место которого недавно занял Рефат Чубаров. Не смотря на то, что деятельность Меджлиса выходила за пределы правового поля Украины, она была направлена исключительно на защиту интересов крымских татар. Поэтому сразу с оккупацией полуострова Меджлис неизбежно попал в «немилость» оккупантов, которые и на родных просторах не занимались защитой прав человека, а в Крыму — тем более. Этот новый виток истории «по старому кругу» стал свежим ударом для крымскотатарского народа, которому снова надо объединяться для сохранения себя как нации. Крым — это не Россия, Крым никогда ею и не был, Крым — это родина крымских татар, их родной дом и непременно придет время, когда они сами будут решать свою судьбу.

Одна из главных мечетей Крымского ханства будет возрождена в Бахчисарае

Орта-Джами – одна из главных мечетей Ханского периода, памятник архитектуры 17 века. Она расположена в Бахчисарае и сейчас ее реставрируют.

Именно в этом году начались активные реставрационные работы, уже востановлен фасад и минарет мечети. Реставраторы в своей работе используют современные технологии, в частности, в самом помещении устанавливают отепление полов.

Орта-Джами восстанавливают за счет личных средств семьи Рустема Умерова, главы «Фонда развития Крыма». В рамках национального проекта восстановления исторического и культурного наследия Крыма проходит данная реставрация.

При проведении пятничной молитвы центральной мечетью была мечеть Орта-Джами. Если следовать судебному реестру Крымского Ханства, тогда наиболее ранее упоминание о мечети Орта-Джами относят еще к 1674 году. Строительство ее начал Менгли Второй Селимогълу Герай, который был известным в качестве спасителя Крыма во времена трудностей, а точнее – он организовал отпор военным нападениям на полуостров и его послевоенное обустройство. Он часто жертвовал деньги на строительство мечете. А закончил строительство Орта-Джами его младший брат, занявший трон после него.

Эта мечеть была упразднена в 1929 году. Во время правительства советской власти, здесь был оборудован кинотеатр. Сегодня мусульмане Крыма смогут вновь посещать святое место и наслаждаться архитектурным памятником.

Почему именно тамга стала символом крымскотатарского народа?

Каждый крымский татарин должен непременно знать, что значит его флаг и знак на нем. А для тех, кому так же интересно, мы предлагаем эту короткую статью.

Родовой знак правившей на Крымском полуострове династии Гираев — taraq-tamğa (тарак-тамга). Тарак-тамга была утверждена в качестве государственного герба именно Хаджи Гираем. С тем пор данный знак является признанным символом ханской власти. Есть версия по которой желтый цвет (тамга нарисованная именно в таком цвете) – это цвет золота, которое символизирует физическую и духовную чистоту, а голубой – это цвет скорби. Если эти цвета сливаются, то дают зеленый – цвет жизни и посвящения, бессмертия и истины.

Когда-то тамгу использовали для обозначения рода на разных знаменах, монетах, ярлыках, зданиях, на могильных камнях и различных предметах. По традиции тамги-знаки имели неизменную и простую форму. Некоторые из них имели даже собственное название.

Сегодня многие историки хотят понять значение династической тамги Гираев, так как одни говорят, что это единство хана, нурэд-дина и калги, другие при рассмотрении семантики решают, что трезубец стал символом весов – знак справедливости. Некоторые отмечают, что символ тамги – это стилизованное изображение орла. Единство трех племен в этом знаке видят третьи, но увы почти все эти версии малоубедительны. 

Два века во Франции признают важность крымскотатарского языка

В пресс-службе музея «Ларищес» отметили, что 30 марта 1795 года во Франции было событие, которое свидетельствует признание этим государством особой роли для этой страны крымскотатарского языка.

Точнее – в этот день Национальный конвент (парламент) Французской Республики принял закон о создании в городе Париж Спецшколы восточных языков. Это было высшее учебное заведение, которое получило главную задачу подготовить переводчиков для разных дипломатических миссий страны. 

В соответствии такому закону – школа должна была стать местом изучения живых восточных языков, которые на тот момент имели «признанную пользу для торговли и политики» Франции. В этом законе было выбрано пять языков, среди которых арабский, крымскотатарский, турецкий, малайский и персидский.  

Это говорит о том, что Франция стала единственной страной в мире, где на законодательном уровне был признан крымскотатарский язык в качестве важного языка для своей страны.

Национальный институт восточных языков и цивилизаций – это современное название того учебного заведения, которое считают весьма авторитетным. Здесь преподают 93 разных языка и обучаются больше ста тысяч студентов. 

Молодые дизайнеры-модельеры вдохновились крымскотатарской культурой

Выставка современной крымскотатарской этнической одежды прошла летом в выставочном зале Всеукраинского информационно-культурного центра в Крыму. В современных костюмах, ставших экспонатами, отменно использовались традиционные крымскотатарские элементы.

Такая идея появилась у студенток-выпускниц Крымского инженерно-педагогического университета, которые и воплотили ее в своих костюмах. Среди них Эльмира Керимова, Зекие Муртазаева и Динара Мамутова. Это не первая выставка, в которой приняли участие студентки, они уже были участницами многих фестивалей, выставок и конкурсов. За это они высказали благодарность преподавателям вуза.

Народные костюмы очень давно исполняются студентами, а цель данной выставки в том, чтобы показать современный крымскотатарский этнический костюм с точки зрения молодых модельеров. Такие выставки, по словам Владислава Ермакова, директора Всеукраинского информационно-культурного центра, позволяют сохранить традиции народа и показать, что они отлично вписываются в современные модные тенденции.

Именно самобытная и абсолютно уникальная культура крымских татар стала истинным источником вдохновения для модельеров, которые благодаря ей создали прекрасные крымскотатарские костюмы. Это позволяет еще раз доказать, что культура крымских татар ценится молодым поколением. 

Культурный центр в Акъмесджите все-таки будет

На улице Карла Маркса в Акъмесджите планируют возвести культурный центр крымских татар, который должен состоять из пяти этажей.

На городском градостроительном совете был представлен проект будущего здания. В первом варианте было запланировано 9 этажей, но градостроительный совет одобрил проект только при условии наличия пяти этажей и площади 4,4 тысячи квадратных метров. Архитектор и разработчик данного проекта Идрис Юнусов  заметил, что это не из-за чьих-либо убеждений, просто строить девятиэтажное здание не позволяют принятые в Симферополе нормы.

Архитектор объяснил: «Крымскотатарский центр мы начинали проектировать в 2010 году. А в 2011 году был принят генеральный план города вместе с планом зонирования, историко-архитектурным опорным планом, где регламентируется высота зданий. Учитывая то, что здание стоит в первой линии застройки, нам не разрешили строить его девятиэтажным».

Первый этаж должен вместить конференц-зал, выставочный зал и вестибюль, а также два гардероба. Крымскотатарский музей культуры и искусств, с пятью экспозиционными залами, должен расположиться на втором этаже, и занять его практически полностью.

Первая дата окончания строительства была определена, как 2015 год, но архитектор отметил, что сроки, скорее всего, сдвинутся: «Сейчас будут готовиться проект землеотвода, более детальная геодезическая съемка. Проектирование займет около полугода, а само строительство — около 1,5-2 лет». 

Все же, как правильно: Рамадан или Рамазан?

Мы не сомневаемся, что украинцы задаются таким вопросом, и стоит заметить, что ответ на него очень простой. Ведь только в арабском происхождении слова «Рамадан» заключается основа правильного его произношения. Мы уже писали статьи о том, что же такое «Рамадан», но напомним еще раз – это название одного из наиболее почитаемых месяцев. Объяснить причину появления букв «за» у неарабов довольно просто, ведь это происходит под влиянием упрощения произношения буквы «дад».

Такое возможно из-за самой буквы «дад», так как она присутствует исключительно в арабском языке.

Практически каждый может заметить открытую ошибку в Таджвиде. Простые мусульмане часто позволяют себе из-за забывчивости или незнаний выговаривать в рецитируемых сурах Корана букву «дзод» вместо «дад».

Если же речь идет о правильности, то оба слова, и «рамадан» и «рамазан», могут применятся в обыденности. Большинство тюрков произносят именно второй вариант, что с лингвистической точки зрения более близок для них. В этом нет ничего страшного.

Но не стоит забывать, что при чтении Корана нельзя заменять буквы, так как это может исказить смысл, что в свою очередь запрещается. 

«История крымских татар» в четырех томах презентована в Крыму

Уникальную и на сегодня единственную четырехтомную «Историю крымских татар» презентовали в Акъмеджите. Мероприятия проходило в Крымском академическом украинском музыкальном театре. Профессор Валерий Возгрин, известный ученый России, доктор исторических наук, лично представил публике свое издание.

В аннотации к книгам сказано: «В четырехтомнике представлена этническая история коренного населения Крыма с древнейших времен до 1940-х годов, когда в результате депортации крымских татар полуостров впервые был лишен носителей сложившейся здесь уникальной культуры».

Крымское Ханство стало основной темой в первом томе. Второй том открывает читателям историю пребывания Крыма в составе Российской империи. Советская эпоха стала главной темой для третьего тома. Не сложно предположить, что в четвертом томе рассказано о военном и послевоенном периоде в нелегкой истории крымских татар.

Более двадцати лет автор вел работу над этим четырехтомником. Возгрин заметил, что именно его труд стал первой «записанной историей крымскотатарского народа с древнейших времен до XX в.». Раньше просто не было ничего подобного.

Много лет историю не печатали по банальной причине – отсутствие необходимых средств. Жаль, что такое важное для крымских татар издание увидит свет в российском Санкт-Петербурге, но все же надеемся, что скоро оно появится и у нас. 

Комиксы о крымских татарах были презентованы в столице

Братья Капрановы, известные украинские писатели, презентовали новую историю Украины в комиксах. Героями такой неординарной «книги в картинках» стали и крымские татары.

Шесть художников рисовали истории для издания «История независимости Украины», все они из разных городов. Эта книга начинает рассказ с событий древних времен до распада СССР.

В этой оригинальной книге Капрановых читатели найдут карты, портреты, хронологию в таблицах и многое интересное. При этом авторы сделали акцент на том, что этот их труд не исторический, а в большей мере писательский. Они говорят, что целью было изложить в понятной, занимательной и простой форме всем известные факты.

Критики заметили, что такая книга будет интересной, не только для взрослых, но и для детей. Ведь намного более интересно запоминать историю в картинках, чем вычитывать длинные параграфы книг.

Братья Капрановы решили затронуть и Крымское Ханство, и соответственно судьбу крымских татар. По некоторым наблюдениям история крымских татар очень часто остаётся за пределами истории Украины, но теперь две важные истории были объединены в целостную картинку.

Капрановы считают, что казаки и крымские татары – это «люди одного корня», так как и те и другие половцы. Только те, кто был окрещен, стал украинцем, а кто принял ислам – крымским татарином. Но такую теорию они не отражали в своей истории, потому что она многим может показаться слишком экстравагантной и непонятной.